Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Чеченский государственный колледж экономики"

Суицид - Взгляд Ислама

07.02.2020

Самоубийство и мусульманин. Отношение ислама к суициду.

 

        Во всех мировых религиях самоубийство категорически запрещено. Человек, совершивший суицид, лишает себя возможности покаяться при жизни и обрекает себя на муки после смерти. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) самый низкий уровень суицида зафиксирован в исламских странах. В России самоубийства реже всего происходят в регионах, где проживает преимущественно мусульманское население.        «У нас самая благополучная ситуация по суицидам в далеко не самых благополучных регионах – на Северном Кавказе: в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечне. А самые высокие показатели – в финно-угорских регионах (республиках Коми, Марий Эл) и в регионах, где проживают малочисленные народы Севера (Корякском, Чукотском, Коми-Пермяцком округах). Там совершенно иное отношение к самоубийствам. Поэтому в России не сравнимый ни с какой-либо другой страной разрыв в частоте суицидов между регионами.

         Специалисты сопоставили статистику ВОЗ о количестве суицидов с данными исследования Gallup о степени религиозности жителей разных стран мира. Оказалось, что между двумя этими показателями существует связь: чем выше уровень религиозности населения, тем меньше самоубийств. Так, в наиболее религиозной стране – Кувейте (по данным Gallup за прошлый год рейтинг религиозности населения составил 83 балла) - зафиксирован рекордно низкий уровень самоубийств. Там ежегодно совершается 1.95 суицидов на 100 тыс. жителей. Среди стран СНГ самыми религиозными странами являются Узбекистан и Таджикистан. Там уровень религиозности населения составляет 55 и 52 балла соответственно, а число случаев суицида – 5.55 в Узбекистане, и в Таджикистане – 2.60 на 100 тысяч населения.               Ценность человеческой жизни – исламский взгляд

        С точки зрения ислама жизнь – это экзамен, сдав или не сдав который человек переходит на следующий уровень бытия. Известные исламские ученые и философы сравнивали жизнь с путешествием, а человека – с путником, преодолевающим препятствия и невзгоды на своем пути с тем, чтобы однажды вернуться домой. Испытания, встречающиеся на жизненном пути, могут быть разными. Одних людей Всевышний испытывает бедностью, голодом, болезнями, потерей близких, других – богатством, роскошью, властью и т.п.

Человеческая жизнь с точки зрения ислама является неприкосновенной. Мусульманин обязан дорожить своей жизнью и жизнью других живых существ. Человек, незаконно отнявший жизнь у другого человека, приравнивается к убийце всего человечества.             В течение последних нескольких лет в сознание сначала западной, а потом и российской общественности был внедрен образ т.н. «исламского террориста-самоубийцы», который подрывает себя и других для того, чтобы попасть в рай. Пресса растиражировала целый ряд исламских терминов (джихад, шахид и т.д.), совершенно неправильно истолковав их значение и увязав их при этом с террором и убийством, а также с суицидальной практикой, которая однозначно запрещена в исламе.         В истории ислама нет ни одного примера, когда бы мусульманин, сражаясь с агрессорами, обвязался поясом с взрывчатыми веществами и подорвал себя в людном месте. К такой практике никогда не прибегал ни пророк Мухаммад (мир ему), и ни один из его сподвижников. Самоубийство в любой форме, так же как и убийство, противоречит духу ислама и не соответствует нормам шариата. Поэтому человек, утверждающий о своей вере в Бога и считающий Коран своим руководством, не может незаконно лишить жизни другого человека или самого себя.                     Отношение ислама к суициду

            Ислам категорически запрещает все виды насилия, в том числе и насилия над собственным телом. Также как и убийство других людей, самоубийство в корне противоречит учению ислама. Аллах говорит в Коране: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» (сура «ан-Ниса», аят 29).

Человек, совершивший самоубийство, с точки зрения ислама совершил непростительный грех. Шариат рассматривает самоубийцу как преступника, который понесет вечное наказание в аду. В священных преданиях мусульман - хадисах, можно найти недвусмысленные угрозы в адрес тех, кто совершает интихар (по-арабски это слово первоначально означало «самоумерщвление посредством взрезания горла», однако позднее стало термином, обозначающим любой вид суицида).

Как писал В.Соловьев, с точки зрения ислама «преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Наказанием грешнику будет ад, где ему придется вновь и вновь совершать свое злое деяние. В подтверждение этих слов он приводит слова пророка: «Человек умирает по воле Бога, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение».

В авторитетных сборниках священных преданий Аль-Бухари и Муслима приводится и такой хадис: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни». Абу Дауд в своем сборнике приводит следующее высказывание пророка: «В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истек кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай».

Пророк Мухаммад (мир ему) также говорил: «Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо [ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]». (Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др.).

В другом предании пророк сказал: «Пусть никто не желает себе смерти по причине беды, постигшей его. Но если уж другого выхода нет, тогда пусть молит Всевышнего словами: «О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь подойдет уже к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]». (Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др.).

Он также сказал: «Среди людей, живших до вас, был человек, у которого была рана. Он испытывал мучительную боль и однажды, взяв нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови. Аллах сказал: «Мой раб опередил Меня. Я запретил ему рай» (хадис из сборника Бухари).        Таким образом, ислам категорично осуждает самоубийц, которые стремятся избежать предначертанного Богом, добровольно уходя из жизни.          Правильный образ жизни, нравственное и духовное здоровье, воздержание от запретного являются самой лучшей защитой от бед и несчастий в этой жизни. Именно поэтому мусульманин обязан не только декларировать свою веру, но и подтверждать ее соответствующими делами.

В Коране Господь постоянно говорит о том, что истинно верующие должны быть терпеливы и не отчаиваться. «О те, которые уверовали, будьте терпеливы, проявляйте настойчивость в терпении, проявляйте выдержку и будьте богобоязненны, может быть, вы достигнете успеха» (Св. Коран, 3:200). Мусульмане – это «те, которые проявляют терпение и полагаются на Господа своего» (Св. Коран, 16:42). «Все, что у вас – тленно, все, что у Господа – вечно. И поистине, тех, кто проявлял терпение, Мы вознаградим лучшим из того, что они заслуживают» (Св. Коран, 16:96).

       Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. (Сенека)